Когда вам очередной раз рассказывают, что рубль рекордно упал и обесценился до исторического минимума, знайте – это неправда. Точнее, говорят только часть правды, причем наименее важную и бесполезную. И не то чтобы врут, просто по неграмотности. Сегодня, несмотря на девальвацию последних месяцев, рубль еще очень далек от минимальных значений своей стоимости по отношению к иностранным валютам, которых он достигал за последние 15 лет
Если пересчитать нынешний курс доллара в цены 2000 года с учетом рублевой и долларовой инфляции, то мы вместо нынешних 54 получим цену в 18 рублей за один «зеленый». При этом надо помнить, что в 2000 году средняя цена доллара в нашей стране составляла 28 рублей. То есть в реальных ценах, отбросив инфляцию, мы сегодня имеем не обесценивание рубля по отношению к доллару, а значительное, на треть, повышение его стоимости по сравнению с уровнем пятнадцатилетней давности. Если бы реальная стоимость рубля не росла все это время, доллар сегодня стоил бы не 54, а 83 рубля. И это была бы его справедливая цена. Благодаря нынешней девальвации рубля в части реальной стоимости американской валюты сегодня мы всего лишь вернулись в 2004 год. Насколько я помню, неплохое было время. Все мы были тогда на десять лет моложе…Надо понимать, что сравнение сегодняшнего номинального курса рубля с его историческими значениями – занятие увлекательное, но бессмысленное. Такие сопоставления не учитывают инфляцию, рублевую и валютную - доллар и евро, как и рубль, обесцениваются со временем, хотя и гораздо медленнее. Поэтому изменения реальной ценности рубля по отношению к иностранным валютам можно посчитать только на основании сопоставления их инфляций. Если мы возьмем за базу сравнения, например, 2000 год, то с того момента до сегодняшнего дня рубль обесценился в четыре раза. Точнее, накопленная рублевая инфляция составляет по данным Росстата 307%. Долларовая инфляция за тот же период по данным World Bank – 37%. Курс доллара к рублю до начала нынешнего года менялся мало: в 2000 году за него в среднем давали 28 рублей, в 2013 году – 32 рубля.
В последние несколько лет было пролито море слез по поводу негодного инвестиционного климата в России. Считается, что произвол чиновников, неясные и быстро меняющиеся правила игры, неблагоприятное инфраструктурное окружение – все это препятствует развитию в нашей стране малого и среднего бизнеса, впрочем, и крупного бизнеса тоже. Безусловно, доля правды в этом есть. Но основная причина стагнации российского производства не в этом. Главный тормоз – удешевление импорта благодаря снижению реальной стоимости доллара. Это хорошо видно из статистических данных: по итогам 2013 года импорт в Россию превысил 340 млрд. долларов, а в 2000 году в страну ввозилось товаров только на 45 миллиардов. Прирост на 290 миллиардов за 15 лет. Вот она, настоящая братская могила российского бизнеса! Собственно, об этом говорят и социологические опросы: предприниматели считают ограниченность спроса на свою продукцию внутри страны главной причиной, сдерживающей развитие бизнеса. Вторая причина торможения близка к первой по смыслу: это, по мнению респондентов, засилье дешевого импорта на российском рынке.
Высокая стоимость российского сырьевого экспорта в сочетании с удешевлением импорта в последние годы создали странную, перекошенную структуру экономики, где лучше всего себя чувствуют экспортно ориентированная промышленность и услуги по распределению импорта. По состоянию на конец 2013 года в добывающих отраслях были заняты всего лишь 2,2% от общего числа работников, но именно они вносят решающий вклад в наполнение государственного бюджета и финансирование импорта. Поистине, «золотые руки»… Доля работников в обрабатывающих производствах составляет 15%, но по сравнению с 2005 годом она упала на 3 пункта. Самый крупный работодатель в нашей стране – это торговля (18% занятых). Ну и все остальное – это тоже сплошные услуги: транспорт, связь, госслужба, образование, медицина. В принципе, ничего плохого в такой структуре экономики нет. Как сказал Дэн Сяопин, «не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка». Если экономика может поднять качество жизни людей, это хорошая экономика, какова бы ни была ее структура. К сожалению, она слишком уязвимая.
Собственно, как раз сейчас мы переживаем на своей шкуре тестирование российской экономической системы на устойчивость и уязвимость. Можно предположить, что она выдержит это испытание. Важно помнить, что революции и кризисы возможны, только если в них заинтересовано большое число людей. В сегодняшней России нет сколь-нибудь значительного количества потенциальных выгодоприобретателей от социальных потрясений, поэтому общественная структура страны достаточно устойчива. Экономика также демонстрирует неплохую живучесть. В ноябре этого года по данным ФТС стоимость товарного импорта из стран дальнего зарубежья уменьшилась на 20% по сравнению с ноябрем прошлого года. С другой стороны, по данным Росстата в октябре промышленное производство в стране выросло на 3% по сравнению с октябрем прошлого года, по сравнению с сентябрем нынешнего года – на 5%. Так что мы уже сейчас видим замещение импорта в действии. Этот процесс продолжится: по оценкам Сбербанка, импорт в 2015 году упадет до 225 млрд. долларов против 300 млрд. в нынешнем году. Так что российские компании получат дополнительный рынок в несколько десятков миллиардов долларов. Надеюсь, они воспользуются этим окном возможностей для развития.
У падения курса рубля имеется еще одно важное социальное последствие. Известно, что единица импортированного товара порождает намного меньше сопутствующего бизнеса, чем тот же товар, произведенный в стране – мультипликатор у производства намного выше, чем у импорта. Так что импортозамещение неизбежно будет способствовать появлению большего числа рабочих мест с относительно высокой оплатой труда. Увеличится число людей, которые зарабатывают своими руками на более или менее безбедную жизнь и не стоят в очереди за подачками от государства. Другими словами, девальвация рубля будет способствовать становлению российского среднего класса, малого и среднего бизнеса. В стране станет больше людей, которые рассматриваются политологами как носители классических либеральных ценностей и «протестантской трудовой этики», так любезных всякому современному экономисту.
Кстати, жаль, что Макс Вебер, который ввел в социологию понятие «протестантской этики», не был знаком с реалиями российского бизнеса. У нас тоже были свои «протестанты», добившиеся выдающихся успехов в бизнесе – староверы, из числа которых вышли купеческие династии Морозовых, Рябушинских, Третьяковых и многие другие. Как и европейские протестанты, они считали добродетелями честность и прилежный, упорный труд. Мирское благополучие было для них не оковами души, а прижизненным воздаянием за праведную жизнь. Так что и в России есть историческая почва для создания эффективной экономики. Вот будет доллар по справедливой цене в 83 рубля, тут и наступит у нас расцвет «протестантской этики» и либеральных ценностей. Будет и на нашей улице праздник. Не дай Бог, конечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий